Наше беспокойство о ребенке и желание, чтобы он был успешен, иногда становятся
барьером на пути к развитию его самостоятельности. Проверьте, близки ли вам
какие-либо из следующих утверждений.
Самостоятельность — это небезопасно! Я не хочу рисковать жизнью своего ребенка!
Такие мысли обычно возникают, если есть потенциальная опасность: быстрые игры,
высокие горки, крутые лестницы. И тогда мы не отходим от ребенка, окрикиваем,
если он куда-то забирается.
На самом деле некоторая доля риска необходима для развития. Исследователи даже
ввели такой термин —
«рискованная игра». Неожиданно, но
именно риски и барьеры становятся пусковым механизмом для развития мышления
«вижу препятствие — думаю, как его преодолеть». Такие игры позволяют искать
способы преодоления проблемных ситуаций.
А стерильная и комфортная среда не стимулирует развитие и, более того, слабо
готовит к реальной взрослой жизни, где придется столкнуться с трудностями.
Дети еще слишком малы, чтобы что-то решать! Они не понимают, что для них хорошо,
а что плохо!
Да, но интересно задуматься: а в какой момент наступает время самостоятельного
принятия решений? Ведь вряд ли существует определенный возраст, до наступления
которого за ребенка все делали и принимали решения, а потом он вдруг начинает
все делать сам.
Развивать самостоятельность помогают «маленькие решения» — те, которые под силу
ребенку. Это подготовит почву для более сложного выбора в дальнейшем. Ведь даже
малыш может ответить на вопрос, что он считает вкусным, красивым, в чем ему
удобно.
Хорошей тренировкой станет выбор альтернативы. Зеленое или голубое платье?
Яблоко или груша? На самокате или на велосипеде? Здесь важно, чтобы выбор был
реальным, а не только казался таковым. Не надо предлагать выбор, при котором
один из вариантов заведомо невыполним. Например, спрашивать, что ребенок будет
на полдник, яблоко или апельсин, если у него аллергия на цитрусовые.
Я не смогу защитить своего ребенка, если он будет один. Я не хочу, чтобы он
сталкивался с трудностями или испытал стресс.
Если мы хотим, чтобы дети росли устойчивыми к стрессам и готовыми
к трудностям, то должны понимать, что им необходимы тренировки
самостоятельности. Именно так вырабатывается сопротивляемость, закладывается
иммунитет к сложностям.
Это не значит, что надо погрузить ребенка в условия, вызывающие стресс или
страх. Важно различать ситуации, с которыми он может справиться сам и которые
ему еще не по силам. Например, продолжительная травля и конфликты в школе,
хроническая тревога из-за боязни перед воспитателем или учителем — это те
ситуации, когда чрезвычайно важна помощь и поддержка взрослых: без них ребенок
не сможет справиться самостоятельно.
Но есть и такие события, которые он может пережить сам, — например, долгожданное
выступление на концерте. Это, конечно, стресс, но мобилизующий: когда ребенок
ждет, репетирует и не отказывается выступать, это знак того, что он может через
это пройти и стать сильнее.
Один раз у ребенка уже не получилось. Зачем травмировать его?
Провалы и падения — еще один способ познать жизнь и получить ценный опыт. Без
ошибок невозможен рост. Изобретатель Томас Эдисон говорил:
«Я не терпел поражения. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают».
Задача слишком трудная? Тогда упростите ее и помогите разбить на маленькие части
— это позволит ребенку почувствовать уверенность в своих силах.