Главная / Эмоции в семье / Тест
Время прохождения теста: 15 минут
Примените знания
Каркас, на котором развивается зрелая, здоровая личность ребенка, складывается из эмпатии, самостоятельности, уважения к чужим границам и определения собственных, последовательности в отношении к правилам жизни семьи, а также умения вовремя переключаться и давать себе передышку.
Этому была посвящена вторая часть нашего курса. Теперь давайте найдем решения для новых историй из жизни семьи Егоровых.
Ситуация
1
За обедом Лиза села за стол, но сообщила родителям, что есть она не хочет. Юлию это огорчило, а Романа разозлило. Родители напомнили, что в семье за столом нужно соблюдать правила. О каких правилах нужно напомнить в данной ситуации?
Вариант 1
«Никто не выходит из-за стола, пока тарелки у всех не станут чистыми».
Вариант 2
«Давай договоримся: сначала съешь ложечку за маму, потом за папу, за бабушку, за дедушку…»
Вариант 3
«Положи себе еду сама — сколько сможешь и захочешь съесть».
Вариант 4
«Съешь столько ложек, сколько тебе лет».
Такая формулировка звучит больше как приказ, чем как правило, — ведь в ней не учитываются интересы всех членов семьи. С точки зрения современной медицины совершенно неважно, сколько ребенок съест. Важно то, что он сможет усвоить. Яблоко, съеденное с аппетитом, полезнее, чем комплексный обед, который ребенка заставили съесть.
Так ребенок может усвоить урок, что следует не доверять сигналам своего тела, а прислушиваться к тому, что говорят другие.
Так ребенок учится рассчитывать свои силы, прислушиваться к своим ощущениям: если еда нравится, возьму еще; если не нравится — попробую маленькую ложечку. В этом случае не возникнет ни голода, ни переедания.
К удовольствию от приема пищи это не имеет отношения. Взрослый и ребенок как будто делают общее дело: первый понимает, что надо, второй — что придется. Но при этом ребенок утрачивает возможность научиться доверять собственным ощущениям.
Вариант 1
Вмешиваться не надо, но стоит сказать: «Ты такой упорный! Видно, что ты хочешь сделать что-то очень-очень красивое. Я так рада, что ты занялся лепкой!»
Вариант 2
Не вмешиваться, но сказать: «Ну что ты расстраиваешься из-за ерунды? Сейчас не получилось — в следующий раз получится!»
Вариант 3
Вмешаться, но ничего не говорить. Просто начать уборку, показывая, как противно находиться в таком грязном месте.
Вариант 4
Вмешаться и высказаться! Прежде всего объяснить, как надо лепить по-настоящему. А потом обратить внимание ребенка на беспорядок в комнате. Потому что ему необходимо видеть образцы и понимать, что его увлечения не должны быть проблемой для окружающих
Вы отмечаете положительные качества ребенка и заодно эмоционально реагируете на его труд. Это дает мотивацию развиваться в этом деле и явно станет для Феди подтверждением того, что мама верит в его силы! Стоит проговорить правила уборки и рабочего места, если они существуют, или подумать о том, как это обсудить в дальнейшем.
Обучение — это во многом ошибки. Ребенок, если у него что-то не получается, имеет право прожить свои неудачи, ведь именно на них он учится и понимает, в чем расти дальше.
Возможно, внимание к беспорядку уничтожит интерес ребенка к творчеству, ведь так он может подумать, что оно вызывает у мамы отвращение. Если такое происходит впервые, стоит обсудить правила уборки. Надевать фартук? Накрывать стол клеенкой во время работы? Сразу после лепки вытирать стол, чтобы глина не засохла? Подумайте с ребенком о правилах на будущее, пока будете вместе прибирать рабочее место.
Скорее всего, Федя испытает от этого стыд, досаду, грусть: «Я такой неумелый», «Мне столько раз объясняли, как надо, а у меня так не получается», «От лепки все пачкается, значит, это плохое занятие, не надо больше лепить». Позвольте ребенку делать то, что он может сделать. На данном этапе важен не столько великолепный результат, сколько процесс. Пусть ребенок насладится процессом и найдет свои точки роста.
Ситуация
2
После обеда дети решили полепить из глины. Через пару часов мама Юля застала такую картину: Федя в отчаянии уничтожает слепленное и собирается творить заново, одежда вся в глине, а на рабочее место даже смотреть страшно. Нужно ли Юле вмешаться?
Ситуация
3
Юля не оставляет мечты стать идеальным родителем. То есть всегда быть внимательной, заботливой, душевной, находиться в хорошем настроении. Но именно сегодня она вдруг поняла: сил больше нет. Дома она «одна за всех», ей кажется, что дети ее не понимают и не слышат, она как будто изолирована от жизни. По ночам Юлю мучает бессонница, а нехватку сил она ощущает уже с утра. Как ей поступить?
Вариант 1
Уйти с головой в работу. Всегда помогает!
Вариант 2
Похоже, нужно отдохнуть.
Вариант 3
А может быть, она вовсе и не устала? Мамы вообще никогда не устают!
Вариант 4
Сконцентрироваться, стиснуть зубы, выпить кофе и продолжить делать все во благо своих любимых!
Это здорово, что вы позитивно относитесь к своей работе. Но по мере накопления стрессов, которые вы испытываете дома, профессиональная деятельность может начать приносить все меньше удовольствия, а вы продолжите терять энергию.
Стоит отдохнуть, на время остановиться и перезагрузиться. А мир, кстати, от этого совсем не рухнет, а, наоборот, приобретет новые краски.
Отрицать усталость — значит закрывать глаза на проблему. Это состояние имеет обыкновение накапливаться и потом выливаться в депрессию. А дальше — синдром хронической усталости, среди многочисленных симптомов которого — и панические атаки, и частые головные боли, и нестабильность настроения.
Накопленная усталость может привести к усугублению физических и психологических проблем, которые со временем перейдут в острую форму. И вряд ли уставшая мама без сил будет благом для семьи.
Вариант 1
Сказать что-то в духе: «Ха-ха! Действительно, смешно! Ты же у нас богатырь!»
Вариант 2
Дать ребенку понять, что разделяете его переживания, проговорить его эмоции. И сказать, что никто из домашних так не считает, напомнив ему о его прекрасных качествах. Для 1-ого шага этого достаточно, но надо продолжать наблюдать, как развивается ситуация
Вариант 3
Завтра же пойти в детский сад и поговорить с родителями детей, которые обидели сына. Или, чтобы не дожидаться завтра, написать им в чате.
Вариант 4
Какие еще действия? Дети обзываются — это нормально. У меня в школе тоже было прозвище!
Родителям эта ситуация может показаться несерьезной, а в глазах Феди они только что примкнули к стану его обидчиков. Он же сказал: с ним из-за этого никто не хочет дружить. Значит, для него сейчас это проблема номер один.
Во-первых, вы становитесь на сторону своего ребенка и показываете, что близко к сердцу принимаете его переживания. Во-вторых, родитель дает понять, что он не видит в сыне этого «обидного» качества, и убеждает его в том, что он не такой. А далее — наблюдение за развитием ситуации.
После вашего визита общаться с Федей не начнут — а ведь именно в этом он видит главную проблему.
Прозвища бывают разные. Одно дело — прозвище, например, образованное от фамилии, и совсем другое — обзывательство, которое обижает и порождает изоляцию. И если ваш ребенок болезненно реагирует на «съел медведя», стоит обратить внимание на проблему.
Ситуация
4
Федя пришел из детского сада и поделился своей печалью:
— Меня обзывают! Говорят: «Федя съел медведя». И поэтому со мной никто не дружит!
— Кто обзывает? — спросила мама.
— Все!
Какие действия стоит предпринять родителям?
Оставьте ваш отзыв. Он поможет сделать наш курс лучше
Написать