Как заметить эмоциональный интеллект
А У НАС в классе одна мама с гордостью рассказывает другой: «Они у меня ходят и в музыкальную школу, и на танцы, и на рисование, и на шахматы, и в бассейнкаждый день расписан по минутам!»«Когда же вы видитесь детьми?»«Они прибегают домой и в обед как раз успевают рассказать, какие оценки получили, что им задали…»
Будущее рядом
Скорее всего, ситуация, описанная в начале раздела, знакома многим. Каждому родителю хочется, чтобы жизнь его ребенка сложилась благополучно, чтобы он уже в детстве получил то, что поможет ему в будущем стать успешным и счастливым. А как это сделать?
Представим себе, что ваш маленький, пока еще бегающий по кружкам и секциям ребенок уже вырос. Прошло, скажем, 15–20 лет, и перед вами уже вполне сформировавшийся взрослый человек. Кто он? Каким он стал?
Но всегда есть новые способы, которые стоит попробовать. И вы точно найдете их в этом курсе. А возможно, осознаете, что уже делаете все то, о чем мы будем говорить, но даже не замечаете этого.
Вы вряд ли найдете здесь волшебную палочку и четкий алгоритм действий, который гарантирует стопроцентный эффект. Но вы точно станете лучше понимать себя, своего ребенка и отношения между вами.
Начните с себя
Мы окружены информацией. Для нас это слова, цифры, графики, термины — все те знания, которые можно представить как страницу учебника или статью в интернете.
Но очень редко мы видим источник информации в эмоциях, хотя они живут в нас с самого детства.
Все на тренировку
Модель эмоционального интеллекта, созданная в 1990 году американскими психологами Дж. Майером, П. Саловэем и Д. Карузо, содержит четыре компонента. Наверняка каждый из компонентов вам знаком, но осознавали ли вы, что у вас уже есть все эти способности?
Например, ребенок приходит домой, и по выражению его лица, жестам и тому, как он снимает ботинки и садится за стол, вы понимаете: «Он устал, так что сразу перейти к домашке — не самая лучшая идея. Может быть, устроить пару "разгрузочных часов"? Пусть ребенок просто поваляется на диване!»
Эмоции влияют на то, как мы анализируем происходящее вокруг, как воспринимаем слова других людей, как быстро реагируем на то или иное событие. Использование этой информации определяет успешность в решении задач. Радость, например, поможет сделать что-то творческое. А грусть поможет справиться с рутинными делами.
Ребенок приходит домой и думает: «У мамы расстроенный вид. И сестра тоже сидит как в воду опущенная. Может быть, они поссорились или сестра принесла нерадостную новость из школы? Как бы узнать, что их так огорчило?»
Так, мама может подумать: «Была тяжелая неделя, совсем нет настроения. Предложу-ка я детям вместе украсить окна к Новому году — это вдохновит и меня, и детей и улучшит настроение».
Эмоциональный интеллект можно постоянно развивать, но для этого недостаточно просто общаться с другими людьми! Заняться развитием эмоционального интеллекта — значит сделать свою жизнь более осмысленной и защищенной, такой, в которой исход событий не зависит от накрывшей нас волны своего или чужого страха, агрессии или неприязни. Этим мы и займемся на наших следующих занятиях.
А пока — домашнее задание
Узнать больше о развитии социально-эмоциональной сферы
Возьмите листок бумаги и в столбик запишите качества, которые вы хотите видеть в своем повзрослевшем ребенке.
Время изучения: 30 минут
Порой нам кажется, что очень важно дать своему ребенку как можно больше знаний. Из-за этого каждый день его жизни оказывается поделенным на «развивающие отрезки» — ведь иначе можно упустить время и к моменту поступления в вуз ребенок не будет защищен знаниями, навыками и почетными грамотами. Узнали себя?
Наверняка получилась приятная, симпатичная во всех отношениях личность.
А теперь пройдитесь по каждому пункту и ответьте себе на вопрос: что вы делаете уже сейчас для того, чтобы из вашего ребенка выросла именно такая личность? Уверены, что уже многое!
Сохраните портрет, который у вас получился. Будем держать его в уме, пока вместе продвигаемся по занятиям курса, а в конце обязательно к нему вернемся.
Что развивать сегодня для благополучного завтра?
Сегодня оказывается недостаточно просто много знать. Наверняка и в вашем списке есть качества, которые выходят за пределы какого-либо набора знаний. К непостоянству и непредсказуемости нынешнего мира может приспособиться только тот человек, который понимает себя, свои интересы, свои сильные и слабые стороны. Тот, кто умеет поставить себе цель и двигаться к ней, справляться с трудностями и оставаться собой. А это все качества человека с личностным потенциалом.
Но как, когда и с чего начать развитие этого личностного потенциала? Есть ли какой-то внутренний ресурс уже у дошкольника и ученика начальной школы?
Ответ прост: начинать можно с эмоций. Это то, что ребенок испытывает на всех стадиях своего развития. То, что возникает еще до умения строить умозаключения и до развития речи. Именно эмоции могут стать проводником к успеху, благополучию, счастью, но прежде всего — к пониманию себя самого.
«Как эмоции связаны с развитием личностного потенциала?» — спросите вы.
Дело в том, что, научившись управлять эмоциями, этой огромной внутренней силой, мы делаем свою жизнь более наполненной и становимся способными достигать поставленных целей. Эмоциональный интеллект помогает человеку не только осознавать собственные потребности и особенности реакций, но и понимать других людей. И важно понять, что учиться владеть эмоциями может даже дошкольник, он способен развивать эмоциональный интеллект, который становится внутренним ресурсом на пути к благополучию.
Общение — та сфера, в которой развиваются наши эмоционально-социальные навыки. В процессе общения — в первую очередь с родителями — ребенок учится понимать свое состояние и эмоции собеседника, определять их значение, использовать содержащуюся в них информацию для принятия решений. И если в семье уделяют внимание развитию эмоционального интеллекта, ребенок начинает видеть в эмоциях своих помощников.
Больше о роли родителей в развитии ребенка:
Даже если мы не хотим замечать эмоции, они есть и будут с нами всегда. Предлагаем задуматься и сфокусироваться на эмоциях в вашей семье. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Как вы понимаете, что ваш ребенок радуется, удивляется, злится и боится? А как вы сами выражаете эти эмоции?
В каком настроении вы обычно встречаете своего ребенка из детского сада или школы?
Вспомните, из-за чего ваш ребенок в последний раз расстраивался. А вы сами?
Вспомните историю из своего детства о том, как вам удалось справиться с сильной эмоцией. Как вы справляетесь с ней сейчас? Например, с гневом?
1
2
3
4
Выражение и распознавание эмоций
Использование эмоций для стимуляции мышления и деятельности
Понимание и анализ эмоций и причин их возникновения
Сознательное управление эмоциями
1
2
3
4
Материал был вам полезен?
Поделиться в соцсетях