Главная / Введение в тему / Раздел 2
Время изучения: 25 минут
Проверка чувств на подлинность
На предыдущем занятии мы обозначили роль эмоционального интеллекта в современной жизни и выяснили, что его развитие требует тренировок. Сегодня продолжим разговор об эмоциях в семье.

А У НАС во дворе есть одна мама… Она внимательно смотрит, чтобы Дениска рос воспитанным мальчиком. Если он начинает бегать и играть с другими детьми во что-то свое, мальчишеское, громко и радостно хохоча, мама не будет долго терпеть. Она скажет: «Успокойся, перестань!», ведь ей кажется, что в громком и бурном поведении кроется «невоспитанность», — ее беспокоит, что мальчик не умеет держать себя в руках. А если вдруг во время игры произошла ссора и он заплакал, мама тут же вступает: «Не реви!» Хорошо воспитанный ребенок для нее — спокойный, тихий, не проявляющий сильных чувств.

Интересно, а каково Дениске? Как он будет вести себя дальше, сталкиваясь с такой реакцией изо дня в день? Каким он вырастет?
Грустят ли они по-настоящему?;
Но речь пока не о последствиях. Мы очень по-разному относимся к эмоциям. Для мамы Дениски, например, воспитание сводится к тому, чтобы научить сына держать чувства под контролем и не показывать другим свои яркие переживания.
Как развивается эмоциональная сфера, если в детстве нас учили игнорировать эмоции и не прислушиваться к ним? Или, наоборот, позволяли в полной мере проявлять любые возникающие в нас переживания?
Сделаем небольшое упражнение (мы ведь помним, что эмоциональный интеллект нуждается в постоянных тренировках). Заполните чек-лист, отмечая галочками ответы «да» или «нет».
Посмотрите на то, что у вас получилось. Есть ли в списке утверждения, которые
вас удивили? Что вы думаете о том, как влияет на жизнь то или иное убеждение:
как оно может отразиться на взаимодействии со своими или чужими детьми?
Такие разные папы;
Представим себе двух пап. Конечно, это могут быть и мамы, но пусть на этот раз на первый план выйдут папы. Они заполнили предложенный ранее чек-лист, и на пункт «Мне кажется, дети не могут грустить по-настоящему» один ответил «да», а другой — «нет».
А теперь представим, что эти отцы застали своих детей плачущими. Какой будет их реакция? Тот, который ответил «да», скорее, подумает, что ребенок манипулирует им и нарочно так себя ведет. Папа, ответивший отрицательно, с большей вероятностью задумается о причинах плача, понимая, что произошло что-то важное для сына.
Разное восприятие одной и той же ситуации вызовет у них разную реакцию. Как вы думаете, что сделает первый папа, а что — второй? Будет ли различаться то, что они скажут своим сыновьям, и то, как дети себя почувствуют после этого?
Эмоциональное воспитание;
Убеждения родителей об эмоциях влияют на то, как развивается ребенок. Это подтверждено исследованиями. В своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» американские психологи Дж. Готтман и Дж. Деклер наглядно объясняют, как стиль воспитания и убеждения, связанные с эмоциями, отражаются на развитии детей.
Давайте узнаем об этом подробнее в выпуске подкаста программы по развитию личностного потенциала «МамПапКаст» с профессиональным тьютором развития эмоционального интеллекта Надеждой Уфимцевой.
Краткое резюме: эмоциональный воспитатель видит в неприятных и порой нежелательных эмоциях ребенка повод для близости, предлог для разговора. В итоге ребенок учится справляться с ними: не поддаваться сильным эмоциям, успокаиваться, не совершать импульсивные поступки. Родитель помогает понять, что с этой эмоцией можно сделать, чтобы она не вредила ни самому ребенку, ни окружающим его людям.
Гармония в семье;
Теперь вы знаете, что такое эмоциональное воспитание и, вероятно, захотите попробовать применить его в процессе общения со своим ребенком. Возможно, у вас перед глазами уже возникла картинка оазиса благополучия: в семье царят доверие и взаимопонимание, нет никаких отрицательных эмоций! Ведь все мы хотим перестать злиться, тревожиться, прекратить конфликтовать, не так ли?
Не хотелось бы вас расстраивать, но этого никогда не будет. В жизни есть место любым эмоциям — и приятным, и неприятным. Предлагаем не стесняться того, что вы злитесь, боитесь, раздражаетесь, испытываете отвращение. Ведь право на существование имеет любая эмоция, но не любое поведение!
Как же вести себя, когда одолевают неприятные эмоции? Узнаем об этом в подкасте с психологом Ириной Млодик.
Итак, мы познакомились с разными стилями воспитания, узнали об особенностях эмоционального воспитателя и о том, что может произойти, если потребности ребенка не находят удовлетворения. А на следующем занятии мы поговорим о влиянии на развитие детей слов, которые мы произносим, и поступков, которые мы совершаем.
Узнать больше об эмоциональном воспитании;