Главная / Введение в тему / Тест
Время прохождения теста: 30 минут
Примените знания
Пришло время проверить новые знания на практике. Познакомьтесь с семьей Егоровых: папа Рома, мама Юля и дети пяти и восьми лет — Федя и Лиза. Прочитайте истории, которые происходят с этой семьей, и найдите оптимальный вариант поведения.
В тесте нет однозначно правильных и неправильных ответов. Но они точно помогут вам проанализировать выбранный вариант, задуматься и причинах и последствиях разных поступков.
Ситуация
1
Егоровы всей семьей побывали в кинотеатре. После сеанса Федя вышел в слезах, так как испытал бурю эмоций. Как поступить родителям?
Вариант 1
Папа останавливает плач, напомнив Феде, что мальчики не плачут.
Вариант 2
Мама с папой переглядываются и решают подождать — так они дадут сыну возможность самому справиться с чувствами и не будут ему мешать развивать самостоятельность.
Вариант 3
Мама решает узнать, что чувствует Федя и что вызвало такие эмоции.
Вариант 4
Нужно отвлечь мальчика от негатива: например, всей семьей сыграть в аэрохоккей!
Подобное замечание может создать у ребенка впечатление, что его эмоции неправильные и он чувствует не то, что должен.
Да, в этом случае эмоция будет признана, а мальчик получит возможность ее прожить. При этом, если ребенку тяжело успокоиться самому, стоит помочь ему справиться со своим состоянием: найти название и причину таких сильных чувств и поговорить о них, а после предложить способы снизить силу переживаний.
Это не только поможет ребенку понять причину его переживаний, но и обогатит его эмоциональный словарь.
Безусловно, это позволит быстро сменить состояние, но так может быть упущен момент сближения и обсуждения переживаний.
Вариант 1
Родителям лучше отреагировать спокойно: ничего — покричит и успокоится!
Вариант 2
Маме стоит поговорить с Лизой. Например, сказать так: «Не злись! Ты же добрая девочка. А добрые девочки не злятся».
Вариант 3
Роман решает устранить причину расстройства: пойти и купить Лизе новый брелок.
Вариант 4
Юля предлагает Лизе поискать способы справиться с обидой и злостью. Например, побить диванную подушку, выпить воды или подышать животом.
В принципе, дать прокричаться — тоже вариант. Но если эмоция слишком сильна, ребенку может потребоваться помощь в том, чтобы ее осознать и найти способ выйти из этого состояния.
Такая реакция может убедить Лизу в том, что ее переживания — это нехорошо. Злятся все, и добрые девочки в том числе. Злость является естественной реакцией любого человека.
Покупка новой игрушки всегда дарит много радости. Но только не сейчас. Проявление таких ярких эмоций — возможность начать диалог и лучше понять ребенка, а покупка нового брелка может стать для Лизы сигналом о том, что истерикой можно добиться желаемого.
Это поможет Лизе в будущем в подобных ситуациях. А если вы будете рядом и станете не просто инструктировать, но и делать то же самое, ребенок запомнит эти действия как способ успокоиться и выплеснуть энергию без ущерба для окружающих.
Ситуация
2
Когда Егоровы вернулись домой, обнаружилось, что Лиза оставила в кинотеатре совсем новый брелок — возможно, он выпал из кармана. Она плачет и злится, раскидала все в комнате, нагрубила родителям. Что делать?
Ситуация
3
Пришло время разобраться с последствиями Лизиного эмоционального урагана и вернуть комнате прежний облик. С какой фразы начать уборку, чтобы не пойти на новый виток конфликта?
Вариант 1
«Чтобы через пять минут все было на своих местах!»
Вариант 2
«Вещи в комнате лежат на полу».
Вариант 3
«Не комната, а свалка».
Вариант 4
«В таких комнатах нравится жить только неряхам».
Подобные формулировки звучат как приказ и могут разрушить доверие между родителем и ребенком.
Это факт — то, что видит и родитель, и ребенок, то, что может стать началом диалога. Следующим шагом может быть описание чувств и просьба.
Вероятно, Лизе будет обидно услышать такое про свою комнату и вызовет неприятные эмоции. Подобная фраза вместо сближения поставит барьер между родителем и ребенком.
Из этой фразы Лиза узнает, что ее считают неряхой, и это может затруднить коммуникацию в дальнейшем.
Вариант 1
Лучше не стоит, ведь она уже успокоилась и между родными все нормализовалось.
Вариант 2
Если и заводить разговор, то лучше, если об этом скажет папа. Он объяснит, что подобное общение с мамой непозволительно.
Вариант 3
Маме с папой нужно договориться между собой, как реагировать. И обязательно обсудить с ребенком, как допустимо разговаривать друг с другом в семье.
Вариант 4
Стоит наказать, но не физически, а просто помолчать пару часов или пару дней, чтобы Лиза задумалась о том, что так разговаривать с родителями недопустимо.
Если никак не отреагировать на оскорбление, это может стать молчаливым согласием с тем, чтобы ребенок и в следующий раз использовал подобный способ разрядки, — важно обозначить эту границу.
Да, конечно, это может сказать и папа. Но важно проговорить, что слышать такие слова неприятно обоим родителям, а не только потому, что кто-то мужского пола, а кто-то женского.
Этим мы поставим границу и обозначим правило. Подробнее о том, как это сделать, поговорим на следующих занятиях.
Молчание и игнорирование без объяснения причин и поводов не помогут ребенку понять, что вы испытали, услышав оскорбление в свой адрес.
Ситуация
4
Самое неприятное для родителей во время этой ссоры заключалось в том, что Лиза в порыве чувств обозвала маму. Стоит ли акцентировать на этом внимание?
Оставьте ваш отзыв. Он поможет сделать наш курс лучше
Написать