А У НАС в классе одна мама с гордостью рассказывает другой: «Они у меня ходят и в
музыкальную школу, и на танцы, и на рисование, и на шахматы, и в бассейн — каждый день
расписан по минутам!» — «Когда же вы видитесь детьми?» — «Они прибегают домой и в обед
как
раз успевают рассказать, какие оценки получили, что им задали…»
музыкальную школу, и на танцы, и на рисование, и на шахматы, и в бассейн — каждый день
расписан по минутам!» — «Когда же вы видитесь детьми?» — «Они прибегают домой и в обед
как
раз успевают рассказать, какие оценки получили, что им задали…»
Будущее рядом;
Скорее всего, ситуация, описанная в начале раздела, знакома многим. Каждому
родителю хочется, чтобы жизнь его ребенка сложилась благополучно, чтобы он уже в
детстве получил то, что поможет ему в будущем стать успешным и счастливым. А как
это
сделать?
Порой нам кажется, что очень важно дать своему ребенку как можно больше знаний.
Из-за этого каждый день его жизни оказывается поделенным на «развивающие
отрезки» —
ведь иначе можно упустить время и к моменту поступления в вуз ребенок не будет
защищен знаниями, навыками и почетными грамотами. Узнали себя?
Представим себе, что ваш маленький, пока еще бегающий по кружкам и секциям
ребенок
уже вырос. Прошло, скажем, 15–20 лет, и перед вами уже вполне сформировавшийся
взрослый человек. Кто он? Каким он стал?
Возьмите листок бумаги и в столбик запишите качества, которые вы хотите видеть
в
своем повзрослевшем ребенке.
Наверняка получилась приятная, симпатичная во всех отношениях личность.
А теперь пройдитесь по каждому пункту и ответьте себе на вопрос: что вы делаете
уже
сейчас для того, чтобы из вашего ребенка выросла именно такая личность? Уверены,
что
уже многое!
Но всегда есть новые способы, которые стоит попробовать. И вы точно найдете их
в
этом курсе. А возможно, осознаете, что уже делаете все то, о чем мы будем
говорить,
но даже не замечаете этого.
Вы вряд ли найдете здесь волшебную палочку и четкий алгоритм действий, который
гарантирует стопроцентный эффект. Но вы точно станете лучше понимать себя,
своего ребенка и отношения между вами.
Сохраните портрет, который у вас получился. Будем держать его в уме, пока
вместе продвигаемся по занятиям курса, а в конце обязательно к нему вернемся
Что развивать сегодня для благополучного завтра?;
Сегодня оказывается недостаточно просто много знать. Наверняка и в вашем списке
есть качества, которые выходят за пределы какого-либо набора знаний. К
непостоянству и непредсказуемости нынешнего мира может приспособиться только тот
человек, который понимает себя, свои интересы, свои сильные и слабые стороны.
Тот, кто умеет поставить себе цель и двигаться к ней, справляться с трудностями
и оставаться собой. А это все качества человека с личностным потенциалом.
Но как, когда и с чего начать развитие этого личностного потенциала? Есть ли
какой-то внутренний ресурс уже у дошкольника и ученика начальной школы?
Ответ прост: начинать можно с эмоций. Это то, что ребенок испытывает на всех
стадиях своего развития. То, что возникает еще до умения строить умозаключения и
до развития речи. Именно эмоции могут стать проводником к успеху, благополучию,
счастью, но прежде всего — к пониманию себя самого.
«Как эмоции связаны с развитием личностного потенциала?» — спросите вы.
Дело в том, что, научившись управлять эмоциями, этой огромной внутренней силой,
мы делаем свою жизнь более наполненной и становимся способными достигать
поставленных целей. Эмоциональный интеллект помогает человеку не только
осознавать собственные потребности и особенности реакций, но и понимать других
людей. И важно понять, что учиться владеть эмоциями может даже дошкольник, он
способен развивать эмоциональный интеллект, который становится внутренним
ресурсом на пути к благополучию.
Начните с себя;
Мы окружены информацией. Для нас это слова, цифры, графики, термины — все те
знания, которые можно представить как страницу учебника или статью в интернете.
Но очень редко мы видим источник информации в эмоциях, хотя они живут в нас с самого детства.
Общение — та сфера, в которой развиваются наши эмоционально-социальные навыки.
В процессе общения — в первую очередь с родителями — ребенок учится понимать
свое состояние и эмоции собеседника, определять их значение, использовать
содержащуюся в них информацию для принятия решений. И если в семье уделяют
внимание развитию эмоционального интеллекта, ребенок начинает видеть в эмоциях
своих помощников.
Больше о роли родителей в развитии
ребенка:
Все на тренировку;
Модель эмоционального интеллекта, созданная в 1990 году американскими
психологами Дж. Майером, П. Саловэем и Д. Карузо, содержит четыре компонента.
Наверняка каждый из компонентов вам знаком, но осознавали ли вы, что у вас уже
есть все эти способности?
1
Выражение и распознавание
эмоций
Например, ребенок
приходит домой, и по выражению его лица, жестам и тому, как он
снимает ботинки и садится за стол, вы понимаете: «Он устал, так что
сразу перейти к домашке — не самая лучшая идея. Может быть, устроить
пару "разгрузочных часов"? Пусть ребенок просто поваляется на
диване!»
2
Использование эмоций для
стимуляции мышления и деятельности
Эмоции влияют на то, как
мы анализируем происходящее вокруг, как воспринимаем слова других
людей, как быстро реагируем на то или иное событие. Использование
этой информации определяет успешность в решении задач. Радость,
например, поможет сделать что-то творческое. А грусть поможет
справиться с рутинными делами.
3
Понимание и анализ эмоций
и причин их возникновения
Ребенок приходит домой и
думает: «У мамы расстроенный вид. И сестра тоже сидит как в воду
опущенная. Может быть, они поссорились или сестра принесла
нерадостную новость из школы? Как бы узнать, что их так огорчило?»
4
Сознательное управление
эмоциями
Так, мама может подумать:
«Была тяжелая неделя, совсем нет настроения. Предложу-ка я детям
вместе украсить окна к Новому году — это вдохновит и меня, и детей и
улучшит настроение».
Эмоциональный интеллект можно постоянно развивать, но для этого недостаточно
просто общаться с другими людьми! Заняться развитием эмоционального интеллекта —
значит сделать свою жизнь более осмысленной и защищенной, такой, в которой исход
событий не зависит от накрывшей нас волны своего или чужого страха, агрессии или
неприязни. Этим мы и займемся на наших следующих занятиях.
А пока — домашнее задание;
Даже если мы не хотим замечать эмоции, они есть и будут с нами всегда.
Предлагаем задуматься и сфокусироваться на эмоциях в вашей семье. Ответьте,
пожалуйста, на следующие вопросы:
1
Как вы понимаете, что ваш
ребенок радуется, удивляется, злится и боится? А как вы сами выражаете
эти эмоции?
2
В каком настроении вы обычно
встречаете своего ребенка из детского сада или школы?
3
Вспомните, из-за чего ваш
ребенок в последний раз расстраивался. А вы сами?
4
Вспомните историю из своего
детства о том, как вам удалось справиться с сильной эмоцией. Как вы
справляетесь с ней сейчас? Например, с гневом?
Узнать больше о развитии
социально-эмоциональной сферы
Л. Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка