Главная / Как бы тебе объяснить? / Раздел 4
Время изучения: 20 минут
Как разговаривать с детьми о различиях и неравенстве
А У НАС на прогулке однажды на весь двор раздалось: «Мама, посмотри, у этого дяди в носу сережка, волосы какие синие, а на одежде шипы! Он похож на огромного быка!» Мальчик был сильно удивлен тем, что увидел, и не постеснялся в выражениях. Как отреагировала мама, мы не слышали, но факт налицо: ребенок мгновенно заметил того, кто отличается от «своих», и не замедлил об этом прокричать.

Ни для кого не секрет, что мы сами формируем свое социальное окружение. Мы предпочитаем общаться с теми, кто похож на нас: друзьями становятся те, кто смотрит на жизнь так же, как и мы, у кого схожие с нами интересы и увлечения. Это приводит к тому, что с возрастом у нас появляется все меньше претендентов на роль новых друзей: ведь мы так привыкаем к знакомому и понятному, что трудно бывает принять что-то другое, чужое.

И если взрослые уже создали для себя комфортное окружение, то ребенок еще только входит в социальный мир, полный разных проявлений. Ему предстоит пережить ситуацию, когда он выйдет из понятного и знакомого семейного окружения, этакого «мыльного пузыря», и увидит, что люди на самом деле не похожи друг на друга. Увидит он и то, что эти различия могут становиться причиной несправедливости, конфликтов и ущемления прав.
Зачем говорить с ребенком о несправедливости?;
Причиной несправедливого отношения может стать любая особенность человека. Внешность, пол, финансовое положение, интересы, хобби, состояние здоровья и многое другое — любое сравнение может порождать неравенство. Например, убеждения о том, что в куклы играют лишь девочки, что одежда голубого цвета — для мальчиков. Что худые люди красивее, а блондины глупые.
Дети начинают замечать различия уже в раннем возрасте, в первую очередь обращая внимание на особенности внешности. Например, в детский сад приходит мальчик в очках или рыженькая девочка с веснушками. Или в школе ребенок видит парня-подростка с длинными волосами или девушку с татуировкой.
Такие наблюдения вызывают любопытство, и задача родителей — поговорить со своим ребенком о различиях и том, как к ним относиться. Ведь принятие того факта, что люди отличаются друг от друга, способствует развитию умения общаться с разными людьми. И даже больше: это является важным навыком для развития эмпатии и профилактики буллинга — актуальной для современных детей проблемы.
Когда говорить о неравенстве?;
Дошкольники
Примерно в 3–4 года дети начинают принимать решения, основываясь на различиях (с кем играть, кто нравится). Детям свойственно бессознательно тянуться к тем, кто на них похож. При этом возникают и ситуации, когда один ребенок может сказать другому что-то обидное, связанное с его внешностью или другими отличиями. Важно акцентировать внимание на том, что «непохожесть» — это не повод обижать другого.

Помните, что, прививая ребенку эту ценность, важно и самим ее разделять. Ведь если вы будете убеждать сына или дочь в том, что ум и сообразительность не связаны с полом, но в беседе с подругой оброните: «Ой, не переживай, что твой Андрей плохо запоминает алфавит! Мальчикам сложнее дается учеба», это вызовет у ребенка недоумение и недоверие.

Младшие школьники
Для детей этого возраста основным источником информации становится внешний мир: школа, телевизор, интернет, разговоры прохожих и друзей. Именно в это время необходимо научить ребенка относиться к информации критически. Показывайте ему различные точки зрения. Проще всего это делать через уточняющие вопросы к детским высказываниям, например:

— Как думаешь, Элли правда некрасивая, как ей сказала Мэри?
— А что бы ты чувствовала, окажись на месте этой героини?

В это время можно прямо сказать, что к людям разного пола, разного цвета кожи, разного веса относятся неодинаково, но тут же необходимо пояснить, что быть разными и отличаться друг от друга — нормально. Важно обратить внимание ребенка на то, что первое впечатление о человеке, которое часто формируется у нас в зависимости от его внешности, бывает обманчивым. К примеру, далеко не всегда большие и физически сильные люди — злые и агрессивные. Важно узнавать человека ближе, а не вешать на него ярлыки, не познакомившись с ним.
Мнение психолога;
Марина Демина, практический психолог, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова и Московского института психоанализа:

Говорите с детьми о разных народах, их традициях, культурах. Еще одна отличная тема для начала изучения — история развития женских и мужских профессий. Цель — показать, что различия — это нормально, что у них имеются свои причины и свои последствия, а у каждого человека на нашей планете есть свои трудности и свои преимущества! Приводите примеры, учите детей рассуждать, интересуйтесь их мнением.

Что говорим?;

Наш мир действительно несправедлив, и это очень грустно. Да, есть бедные и богатые, здоровые и не очень, но каждый человек заслуживает справедливого отношения к себе. Поэтому, когда кого-то обижают из-за его «непохожести» — хотя человек такой, какой есть, — нормально, что он злится и обижается.

Справедливость не означает, что все должны быть одинаковыми. Мы все разные, и это здорово. Это значит, что если кто-то выделяется своей «инаковостью», то у него не должно возникать проблем из-за этого.

Все сталкиваются с несправедливостью, хотя нам кажется, что лично наша ситуация — самая несправедливая в мире. Но важно не забывать о положении других людей. Мы не одни, нас могут понять, и мы можем понять других.

Своими поступками мы способны привнести хорошее в этот мир. Не участвовать в травле непохожего на остальных. Не обзывать кого-то некрасивым, толстым или глупым. Если каждый будет делать мысленное упражнение «Что я почувствовал бы, если бы мне это сказали?», мы сможем понимать чувства других, и тогда мир станет добрее. А ситуации буллинга будут возникать реже.

Иногда несправедливость может стать стимулом для развития. Например, существует огромное количество успешных людей, которые вырвались из бедности благодаря своему стремлению к лучшей жизни. Это не значит, что несправедливость сама по себе хороша, но иногда это становится поводом изменить ситуацию или себя.

Опровергайте мифы о разных группах людей, рассказывая правду. Подкрепляйте свои слова весомыми аргументами. Например: «Все полные люди ленивые и не любят двигаться». — «Нет, все люди разные, и среди полных людей столько же ленивых, сколько среди худых».


Невозможно предугадать, с каким из проявлений неравенства столкнетесь вы сами или ваш ребенок. Также нельзя предугадать, по какую сторону окажется ваше дитя — в лагере тех, кто дискриминирует, или тех, кого дискриминируют. В ваших силах воспитать ребенка думающим и способным принимать самых разных людей. В конце концов, это так здорово, что все мы не похожи друг на друга!