Примените знания
Мы называем эмоции, распознаем их, учимся понимать их причины и управлять своим состоянием. И теперь вы знаете различные способы, которые помогут вам развивать социально-эмоциональные навыки ребенка.
Время прохождения теста: 15 минут
С помощью еще нескольких историй из жизни семьи Егоровых попробуйте представить, как вы поступили бы в тех или иных ситуациях.
Ситуация
Федя час корпел над созданием игрушечного самолета по схеме. Наконец наступил момент запуска. Федя позвал посмотреть на это друзей
и родителей. Однако самолетик взлетел и тут же упал, не пробыв в воздухе
и минуты. Федя плачет: «Я неудачник!»
Как могут отреагировать Юлия и Роман?
Вариант 1
Юлия обозначает причину неудачи: «Это все потому, что ты делал его в спешке».
Вариант 3
Вариант 4
Наверное, дело все-таки не в ветре и не в самолете. Дело в самом конструкторе: «Дай-ка я посмотрю на твой самолет. Опять ты все перепутал! Когда ты уже начнешь все делать хорошо?»
Роман решает поговорить с Федей: «Расскажи, как ты делал этот самолетик? Хочешь, я помогу тебе — давай посмотрим схему вместе?»
Роман объясняет причину неудачи по-своему: «Да это ветер дует не в ту сторону!»
Вариант 2
В данном случае родитель проявляет позицию взрослого, который настроен только на успех. При таком взгляде на собственные способности ребенок вживается в роль неудачника настолько, что она становится для него наиболее комфортной.
Если это не является правдой, подобная реакция может выработать у ребенка стратегию самооправдания через поиск причин неудачи во внешних обстоятельствах: в других людях, в неподходящем моменте, в неправильных условиях.
Если ребенок систематически слышит критику в свой адрес, со временем он начнет верить в то, что никогда не сможет ничего добиться. И перестанет проявлять инициативу, сживаясь с мыслью: «Зачем, если все равно ничего не получится?»
Эта позиция — поддерживающая. Невозможно постоянно выигрывать. Нужно уметь и проигрывать: на ошибках учатся, если воспринимают их как ценный ресурс для развития. В этом помогут поддержка и забота близких.
1
Юлия обозначает причину неудачи: «Это все потому, что ты делал его в спешке».
Вариант 1
Вариант 2
Наверное, дело все-таки не в ветре и не в самолете. Дело в самом конструкторе: «Дай-ка я посмотрю на твой самолет. Опять ты все перепутал! Когда ты уже начнешь все делать хорошо?»
Вариант 3
Роман решает поговорить с Федей: «Расскажи, как ты делал этот самолетик? Хочешь, я помогу тебе — давай посмотрим схему вместе?»
Вариант 4
Роман объясняет причину неудачи по-своему: «Да это ветер дует не в ту сторону!»
Ситуация
Федя час корпел над созданием игрушечного самолета по схеме. Наконец наступил момент запуска. Федя позвал посмотреть на это друзей и родителей. Однако самолетик взлетел и тут же упал, не пробыв в воздухе и минуты. Федя плачет: «Я неудачник!»
Как могут отреагировать Юлия и Роман?
1
Юлия обозначает причину неудачи: «Это все потому, что ты делал его в спешке».
Вариант 1
Роман объясняет причину неудачи по-своему: «Да это ветер дует не в ту сторону!»
Вариант 2
Наверное, дело все-таки не в ветре и не в самолете. Дело в самом конструкторе: «Дай-ка я посмотрю на твой самолет. Опять ты все перепутал! Когда ты уже начнешь все делать хорошо?»
Вариант 3
Роман решает поговорить с Федей: «Расскажи, как ты делал этот самолетик? Хочешь, я помогу тебе — давай посмотрим схему вместе?»
Вариант 4
В данном случае родитель проявляет позицию взрослого, который настроен только на успех. При таком взгляде на собственные способности ребенок вживается в роль неудачника настолько, что она становится для него наиболее комфортной.
Если это не является правдой, подобная реакция может выработать у ребенка стратегию самооправдания через поиск причин неудачи во внешних обстоятельствах: в других людях, в неподходящем моменте, в неправильных условиях.
Если ребенок систематически слышит критику в свой адрес, со временем он начнет верить в то, что никогда не сможет ничего добиться. И перестанет проявлять инициативу, сживаясь с мыслью: «Зачем, если все равно ничего не получится?»
Эта позиция — поддерживающая. Невозможно постоянно выигрывать. Нужно уметь и проигрывать: на ошибках учатся, если воспринимают их как ценный ресурс для развития. В этом помогут поддержка и забота близких.
Ситуация
Юлия и Роман решили уделять больше внимания развитию социально-эмоциональных навыков своих детей — Лизы и Феди. Они обсуждают, как лучше это организовать. Что им выбрать?
Вариант 1
Записать детей к специалисту-психологу для индивидуальных занятий.
Вариант 3
Вариант 4
Пересмотреть организацию совместного времени детей и родителей в семье и найти в нем ресурс для развития.
Заказать детям книги про эмоциональный интеллект и умение общаться, чтобы они прочли их.
Записать на занятия по эмоциональному интеллекту в группу сверстников.
Вариант 2
Не только специалист-психолог может помочь развитию социально-эмоциональных навыков — этим могут заниматься и родители! Припомните те способы, которые вы изучали на занятиях, описанных в третьей главе.
Конечно, такие занятия могут быть полезны: дети будут общаться с другими ребятами в сопровождении специалиста. Но и дома родители могут создать развивающие условия! Как именно? Освежите в памяти материалы третьей главы.
Сфера, в которой мы обретаем и развиваем социально-эмоциональные навыки, — это общение. А книги могут подсказать новые темы для обсуждения.
Совместные дела — огромный ресурс для развития. Ведь если общение происходит лишь тогда, когда дело доходит до выполнения домашней работы, то и дети, и родители лишаются счастливых совместных минут.
2
Заказать детям книги про эмоциональный интеллект и умение общаться, чтобы они прочли их.
Вариант 4
Пересмотреть организацию совместного времени детей и родителей в семье и найти в нем ресурс для развития.
Вариант 3
Записать на занятия по эмоциональному интеллекту в группу сверстников.
Вариант 2
Записать детей к специалисту-психологу для индивидуальных занятий.
Вариант 1
Ситуация
Юлия и Роман решили уделять больше внимания развитию социально-эмоциональных навыков своих детей — Лизы и Феди. Они обсуждают, как лучше это организовать. Что им выбрать?
2
Заказать детям книги про эмоциональный интеллект и умение общаться, чтобы они прочли их.
Вариант 4
Пересмотреть организацию совместного времени детей и родителей в семье и найти в нем ресурс для развития.
Вариант 3
Записать на занятия по эмоциональному интеллекту в группу сверстников.
Вариант 2
Записать детей к специалисту-психологу для индивидуальных занятий.
Вариант 1
Не только специалист-психолог может помочь развитию социально-эмоциональных навыков — этим могут заниматься и родители! Припомните те способы, которые вы изучали на занятиях, описанных в третьей главе.
Конечно, такие занятия могут быть полезны: дети будут общаться с другими ребятами в сопровождении специалиста. Но и дома родители могут создать развивающие условия! Как именно? Освежите в памяти материалы третьей главы.
Совместные дела — огромный ресурс для развития. Ведь если общение происходит лишь тогда, когда дело доходит до выполнения домашней работы, то и дети, и родители лишаются счастливых совместных минут.
Сфера, в которой мы обретаем и развиваем социально-эмоциональные навыки, — это общение. А книги могут подсказать новые темы для обсуждения.
Ситуация
Семейный просмотр мультфильмов
и чтение книг стали новой традицией Егоровых: теперь семья все чаще собирается и интересно проводит время. Как извлечь из этого пользу для развития социально-эмоциональных навыков?
Вариант 1
Быть вместе всей семьей — это уже хорошая возможность для развития!
Вариант 3
Вариант 4
После просмотра можно проверить, что запомнили дети, — так у них будет тренироваться еще и память.
После просмотра будет полезно оставить детей вдвоем, чтобы они могли обменяться впечатлениями, не опасаясь реакции взрослых, — так они будут чувствовать себя более расслабленно.
Не только прочитать и посмотреть, но еще и обсудить содержание, а возможно, даже поиграть или сделать поделку по мотивам сюжета.
Вариант 2
Это точно! А если еще обогатить это время беседами, обсуждениями и созданием чего-то совместного, будет еще интереснее!
Именно, ведь общение — та сфера, в которой развиваются социально-эмоциональные навыки! А идеи о том, как это сделать, можно почерпнуть на ресурсах «Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала» и «Смотрим вместе».
Безусловно, но при этом главное —помнить, что цель — не выяснить, кто лучше запомнил, а обратить внимание на переживания, поступки, слова литературных и мультипликационных героев и их последствия. Следите за тем, чтобы это не стало «контрольной работой» и было в удовольствие всем участникам.
Возможно, но ребенку дошкольного и младшего школьного возраста будет полезно также услышать и мнение взрослого, заручиться его поддержкой в том, чтобы более точно подобрать слова, выразить свою точку зрения и быть услышанным.
3
Вариант 1
Быть вместе всей семьей — это уже хорошая возможность для развития!
Вариант 2
Не только прочитать и посмотреть, но еще и обсудить содержание, а возможно, даже поиграть или сделать поделку по мотивам сюжета.
Вариант 3
После просмотра можно проверить, что запомнили дети, — так у них будет тренироваться еще и память.
Вариант 4
После просмотра будет полезно оставить детей вдвоем, чтобы они могли обменяться впечатлениями, не опасаясь реакции взрослых, — так они будут чувствовать себя более расслабленно.
Вариант 2
Ситуация
Семейный просмотр мультфильмов и чтение книг стали новой традицией Егоровых: теперь семья все чаще собирается и интересно проводит время. Как извлечь из этого пользу для развития социально-эмоциональных навыков?
3
Вариант 1
Быть вместе всей семьей — это уже хорошая возможность для развития!
Вариант 2
Не только прочитать и посмотреть, но еще и обсудить содержание, а возможно, даже поиграть или сделать поделку по мотивам сюжета.
Вариант 3
После просмотра можно проверить, что запомнили дети, — так у них будет тренироваться еще и память.
Вариант 4
После просмотра будет полезно оставить детей вдвоем, чтобы они могли обменяться впечатлениями, не опасаясь реакции взрослых, — так они будут чувствовать себя более расслабленно.
Это точно! А если еще обогатить это время беседами, обсуждениями и созданием чего-то совместного, будет еще интереснее!
Именно, ведь общение — та сфера, в которой развиваются социально-эмоциональные навыки! А идеи о том, как это сделать, можно почерпнуть на ресурсах «Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала» и «Смотрим вместе».
Безусловно, но при этом главное — помнить, что цель — не выяснить, кто лучше запомнил, а обратить внимание на переживания, поступки, слова литературных и мультипликационных героев и их последствия. Следите за тем, чтобы это не стало «контрольной работой» и было в удовольствие всем участникам.
Возможно, но ребенку дошкольного и младшего школьного возраста будет полезно также услышать и мнение взрослого, заручиться его поддержкой в том, чтобы более точно подобрать слова, выразить свою точку зрения и быть услышанным.
Ситуация
Лиза — второклассница и при подготовке домашнего задания периодически просит помощи
у родителей. Бывает, что-то не получается с первого раза, и Лизу охватывают сильные эмоции. Что могут сделать родители в такой момент?
Вариант 1
Оставить Лизу одну и попросить позвать родителей, когда она придет в рабочее состояние.
Вариант 3
Вариант 4
При подготовке уроков не должно быть места эмоциям, ведь это умственная работа! Нужно напомнить девочке об этом, а также о важности умения сосредоточиться на актуальной задаче.
Стоит обратить внимание Лизы на то, что сейчас внутренние переживания могут стать барьером в работе, и предложить способ справиться с эмоцией.
Стоит обратить внимание на то, что сейчас чувствует Лиза: например, попросить показать на квадрате настроения точку, где она сейчас находится.
Вариант 2
4
Оставить Лизу одну и попросить позвать родителей, когда она придет в рабочее состояние.
Вариант 1
Важно, что родители обращают внимание на состояние девочки и не игнорируют его. Но, возможно, Лиза еще не научилась сама справляться с раздражением или поднимать свой уровень энергии, если устала, так что стоит ей в этом помочь.
Это станет важным моментом развития, ведь Лиза начнет замечать связь внутреннего состояния с продуктивностью в работе. А это уже первый шаг к тому, чтобы начать искать способы изменения своего состояния.
Действительно, подготовка к новому учебному дню — важная часть жизни дочери. Но действительно ли она сможет подавить эмоции в тот момент, когда они уже захватили ее? Возможно, стоит приглядеться к этой ситуации как к учебной в плане социально-эмоционального развития. При помощи и поддержке родителей Лиза сможет усвоить, что нужно делать, если переживаешь сильные эмоции и не получается сосредоточиться.
Да, это поможет девочке понять, как поступать в таких ситуациях. Можно попробовать дыхательные упражнения или иные телесные практики, ведь через тело мы можем изменить переживание и, как следствие, результат работы.
Стоит обратить внимание на то, что сейчас чувствует Лиза: например, попросить показать на квадрате настроения точку, где она сейчас находится.
Вариант 2
При подготовке уроков не должно быть места эмоциям, ведь это умственная работа! Нужно напомнить девочке об этом, а также о важности умения сосредоточиться на актуальной задаче.
Вариант 3
Вариант 4
Стоит обратить внимание Лизы на то, что сейчас внутренние переживания могут стать барьером в работе, и предложить способ справиться с эмоцией.
Ситуация
Лиза — второклассница и при подготовке домашнего задания периодически просит помощи у родителей. Бывает, что-то не получается с первого раза, и Лизу охватывают сильные эмоции. Что могут сделать родители в такой момент?
Вариант 3
Вариант 4
При подготовке уроков не должно быть места эмоциям, ведь это умственная работа! Нужно напомнить девочке об этом, а также о важности умения сосредоточиться на актуальной задаче.
Стоит обратить внимание Лизы на то, что сейчас внутренние переживания могут стать барьером в работе, и предложить способ справиться с эмоцией.
Стоит обратить внимание на то, что сейчас чувствует Лиза: например, попросить показать на квадрате настроения точку, где она сейчас находится.
Вариант 2
4
Оставить Лизу одну и попросить позвать родителей, когда она придет в рабочее состояние.
Вариант 1
Важно, что родители обращают внимание на состояние девочки и не игнорируют его. Но, возможно, Лиза еще не научилась сама справляться с раздражением или поднимать свой уровень энергии, если устала, так что стоит ей в этом помочь.
Это станет важным моментом развития, ведь Лиза начнет замечать связь внутреннего состояния с продуктивностью в работе. А это уже первый шаг к тому, чтобы начать искать способы изменения своего состояния.
Действительно, подготовка к новому учебному дню — важная часть жизни дочери. Но действительно ли она сможет подавить эмоции в тот момент, когда они уже захватили ее? Возможно, стоит приглядеться к этой ситуации как к учебной в плане социально-эмоционального развития. При помощи и поддержке родителей Лиза сможет усвоить, что нужно делать, если переживаешь сильные эмоции и не получается сосредоточиться.
Да, это поможет девочке понять, как поступать в таких ситуациях. Можно попробовать дыхательные упражнения или иные телесные практики, ведь через тело мы можем изменить переживание и, как следствие, результат работы.
Подобное замечание может создать у ребенка впечатление, что его эмоции неправильные и он чувствует не то, что должен.
Да, в этом случае эмоция будет признана, а мальчик получит возможность ее прожить. При этом, если ребенку тяжело успокоиться самому, стоит помочь ему справиться со своим состоянием: найти название и причину таких сильных чувств и поговорить о них, а после предложить способы снизить силу переживаний.
Это не только поможет ребенку понять причину его переживаний, но и обогатит его эмоциональный словарь.
Безусловно, это позволит быстро сменить состояние, но так может быть упущен момент сближения и обсуждения переживаний.
Оставьте ваш отзыв. Он поможет сделать наш курс лучше
Оставьте ваш отзыв.
Он поможет сделать наш курс лучше
Ваш отзыв
Имя
E-mail
Какие инструменты вы отметили для использования с вашим ребенком?
Какой инструмент вы попробуете первым? Почему?