Главная / Инструменты развития / Тест
Время прохождения теста: 15 минут
Примените знания
Мы называем эмоции, распознаем их, учимся понимать их причины и управлять своим состоянием. И теперь вы знаете различные способы, которые помогут вам развивать социально-эмоциональные навыки ребенка.

С помощью еще нескольких историй из жизни семьи Егоровых попробуйте представить,
как вы поступили бы в тех или иных ситуациях.
Ситуация
1
Федя час корпел над созданием игрушечного самолета по схеме. Наконец наступил момент запуска. Федя позвал посмотреть на это друзей и родителей. Однако самолетик взлетел и тут же упал, не пробыв в воздухе и минуты. Федя плачет: «Я неудачник!»
Как могут отреагировать Юлия и Роман?
Вариант 1
Юлия обозначает причину неудачи: «Это все потому, что ты делал его в спешке».
Вариант 2
Роман объясняет причину неудачи по-своему: «Да это ветер дует не в ту сторону!»
Вариант 3
Наверное, дело все-таки не в ветре и не в самолете. Дело в самом конструкторе: «Дай-ка я посмотрю на твой самолет. Опять ты все перепутал! Когда ты уже начнешь все делать хорошо?»
Вариант 4
Роман решает поговорить с Федей: «Расскажи, как ты делал этот самолетик? Хочешь, я помогу тебе — давай посмотрим схему вместе?»
В данном случае родитель проявляет позицию взрослого, который настроен только на успех. При таком взгляде на собственные способности ребенок вживается в роль неудачника настолько, что она становится для него наиболее комфортной.
Если это не является правдой, подобная реакция может выработать у ребенка стратегию самооправдания через поиск причин неудачи во внешних обстоятельствах: в других людях, в неподходящем моменте, в неправильных условиях.
Если ребенок систематически слышит критику в свой адрес, со временем он начнет верить в то, что никогда не сможет ничего добиться. И перестанет проявлять инициативу, сживаясь с мыслью: «Зачем, если все равно ничего не получится?»
Эта позиция — поддерживающая. Невозможно постоянно выигрывать. Нужно уметь и проигрывать: на ошибках учатся, если воспринимают их как ценный ресурс для развития. В этом помогут поддержка и забота близких.
Вариант 1
Записать детей к специалисту-психологу для индивидуальных занятий.
Вариант 2
Записать на занятия по эмоциональному интеллекту в группу сверстников.
Вариант 3
Пересмотреть организацию совместного времени детей и родителей в семье и найти в нем ресурс для развития.
Вариант 4
Заказать детям книги про эмоциональный интеллект и умение общаться, чтобы они прочли их.
Не только специалист-психолог может помочь развитию социально-эмоциональных навыков — этим могут заниматься и родители! Припомните те способы, которые вы изучали на занятиях, описанных в третьей главе.
Конечно, такие занятия могут быть полезны: дети будут общаться с другими ребятами в сопровождении специалиста. Но и дома родители могут создать развивающие условия! Как именно? Освежите в памяти материалы третьей главы.
Сфера, в которой мы обретаем и развиваем социально-эмоциональные навыки, — это общение. А книги могут подсказать новые темы для обсуждения.
Совместные дела — огромный ресурс для развития. Ведь если общение происходит лишь тогда, когда дело доходит до выполнения домашней работы, то и дети, и родители лишаются счастливых совместных минут.
Ситуация
2
Юлия и Роман решили уделять больше внимания развитию социально-эмоциональных навыков своих детей — Лизы и Феди. Они обсуждают, как лучше это организовать. Что им выбрать?
Ситуация
3
Семейный просмотр мультфильмов и чтение книг стали новой традицией Егоровых: теперь семья все чаще собирается и интересно проводит время.
Как извлечь из этого пользу для развития социально-эмоциональных навыков?
Вариант 1
Быть вместе всей семьей — это уже хорошая возможность для развития!
Вариант 2
Не только прочитать и посмотреть, но еще и обсудить содержание, а возможно, даже поиграть или сделать поделку по мотивам сюжета.
Вариант 3
После просмотра можно проверить, что запомнили дети, — так у них будет тренироваться еще и память
Вариант 4
После просмотра будет полезно оставить детей вдвоем, чтобы они могли обменяться впечатлениями, не опасаясь реакции взрослых, — так они будут чувствовать себя более расслабленно.
Это точно! А если еще обогатить это время беседами, обсуждениями и созданием чего-то совместного, будет еще интереснее!
Именно, ведь общение — та сфера, в которой развиваются социально-эмоциональные навыки! А идеи о том, как это сделать, можно почерпнуть на ресурсах «Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала» и «Смотрим вместе».
Безусловно, но при этом главное —помнить, что цель — не выяснить, кто лучше запомнил, а обратить внимание на переживания, поступки, слова литературных и мультипликационных героев и их последствия. Следите за тем, чтобы это не стало «контрольной работой» и было в удовольствие всем участникам.
Возможно, но ребенку дошкольного и младшего школьного возраста будет полезно также услышать и мнение взрослого, заручиться его поддержкой в том, чтобы более точно подобрать слова, выразить свою точку зрения и быть услышанным.
Вариант 1
Оставить Лизу одну и попросить позвать родителей, когда она придет в рабочее состояние.
Вариант 2
Стоит обратить внимание на то, что сейчас чувствует Лиза: например, попросить показать на квадрате настроения точку, где она сейчас находится.
Вариант 3
При подготовке уроков не должно быть места эмоциям, ведь это умственная работа! Нужно напомнить девочке об этом, а также о важности умения сосредоточиться на актуальной задаче.
Вариант 4
Стоит обратить внимание Лизы на то, что сейчас внутренние переживания могут стать барьером в работе, и предложить способ справиться с эмоцией.
Важно, что родители обращают внимание на состояние девочки и не игнорируют его. Но, возможно, Лиза еще не научилась сама справляться с раздражением или поднимать свой уровень энергии, если устала, так что стоит ей в этом помочь.
Это станет важным моментом развития, ведь Лиза начнет замечать связь внутреннего состояния с продуктивностью в работе. А это уже первый шаг к тому, чтобы начать искать способы изменения своего состояния.
Действительно, подготовка к новому учебному дню — важная часть жизни дочери. Но действительно ли она сможет подавить эмоции в тот момент, когда они уже захватили ее? Возможно, стоит приглядеться к этой ситуации как к учебной в плане социально-эмоционального развития. При помощи и поддержке родителей Лиза сможет усвоить, что нужно делать, если переживаешь сильные эмоции и не получается сосредоточиться.
Да, это поможет девочке понять, как поступать в таких ситуациях. Можно попробовать дыхательные упражнения или иные телесные практики, ведь через тело мы можем изменить переживание и, как следствие, результат работы.
Ситуация
4
Лиза — второклассница и при подготовке домашнего задания периодически просит помощи у родителей. Бывает, что-то не получается с первого раза, и Лизу охватывают сильные эмоции. Что могут сделать родители в такой момент?
Оставьте ваш отзыв. Он поможет сделать наш курс лучше
Написать