Теперь, когда мы обсудили, как восстанавливать собственные внутренние ресурсы, продолжим
разговор о способах развития ребенка. Мы поговорим о тех из них, применяя которые вы
сможете сохранить доверие между членами вашей семьи, достичь взаимопонимания и снизить
вероятность конфликтов.
Развитие социально-эмоциональных навыков происходит в процессе общения. А это значит,
что потенциально мы можем сделать каждую минуту общения с ребенком развивающей.
Играйте!;
Узнайте больше о том, что значит игра для социально-эмоционального развития,
вместе с нашим экспертом — психологом и игротерапевтом Александром Покрышкиным.
Игра — это язык ребенка. Но развивает не только игра — любая совместная
деятельность может совершенствовать эмоциональный интеллект и навыки общения.
Далее предлагаем познакомиться с теми активностями, совместное занятие которыми
способствует социально-эмоциональному развитию.
Наблюдайте!;
Отличная совместная активность — рассматривание картинок в книгах, когда вы
вместе с ребенком обращаете внимание на лица и позы персонажей. Попробуйте
понять и назвать то, что они чувствуют, наблюдайте друг за другом.
Потренироваться можно и на сюжетных изображениях: мы подобрали несколько
картинок для совместного анализа с детьми разного возраста.
М.И. Катеева, соавтор УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего
школьного возраста», профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта:
Рассматривайте сюжетные иллюстрации, придумывайте истории, которые могли бы случиться с их героями, вспоминайте и рассказывайте друг другу о случаях, когда вы сами испытывали что-то подобное.
Говорите!;
Задумайтесь, как много в нашей речи выражений для обозначения эмоций. «Быть на
седьмом небе», «рвать и метать», «мороз по коже», «глаза на лоб» — в живой речи
эти выражения встречаются довольно часто. Используя их в разговоре, знакомьте с
ними детей, расскажите, что они значат, — ведь в них заложена огромная энергия,
накопленная веками.
Развивать эмоциональный словарь поможет колесо эмоций Р. Плутчека. Распечатайте
его и разместите в удобном месте — он станет вашим помощником в использовании
слов-эмоций, а для читающих детей будет подсказкой о том, как можно говорить про
свое внутреннее состояние.
Обратите внимание на то, как расположены слова. На втором уровне вы увидите
базовые эмоции (радость, злость, удивление), большинство из которых доступны уже
дошкольникам. С ребятами постарше можно усложнять словарь — использовать слова,
обозначающие более интенсивные (центральный круг) и менее интенсивные (внешний
круг) эмоциональные состояния.
Обращайте внимание на свое состояние и просите ребенка рассказать о своем с
некоторой периодичностью — например, уделяйте этому время в конце дня или
заведите будильник на сигнал каждые пять часов, чтобы фокусироваться на своем
состоянии. Вот простые вопросы, которые вам помогут:
1
Что чувствует мое тело?
2
Что сейчас со мной происходит?
3
Что я хочу сделать?
4
Как называется это
переживание?
Записывайте!;
Когда ребенок уже хорошо замечает эмоции у других и может найти им название, он
способен сосредоточиться и на себе. Помощником для него станет специальный
дневник эмоций.
Заполнение такого дневника может стать доброй ежевечерней традицией, когда вы
вместе обсуждаете эмоции дня: выслушиваете ребенка, узнаете о причинах той или
иной его эмоции, рассказываете о переживаниях, с которыми вы столкнулись
сегодня.
М.И. Катеева, соавтор УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего
школьного возраста», профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта:
Такие обсуждения не только помогут ребенку научиться обращать внимание на свои чувства — они станут настоящим мостиком взаимопонимания
Измеряйте!;
Распечатайте и повесьте в удобном месте градусник настроения. Он поможет ребенку
(и вам) определить интенсивность своих переживаний. Насколько я сейчас рад?
Сильно-сильно, близко к восторгу? Или я чувствую себя спокойно, немного радостно
— ближе к безмятежности? Двигая пальцем по шкале вверх и вниз, мы можем
определить интенсивность эмоции.
Предлагайте ребенку измерять с помощью градусника эмоциональное состояние в
разных ситуациях. Насколько он готов к посещению зоопарка? Чего он ждет от
похода в гости?
Градусник настроения доступен детям уже с 7 лет — используйте его, заполняя
дневничок эмоций.
Усложняйте!;
После того как ребенок освоил применение градусника эмоций, можно перейти к
квадрату настроения.
Он содержит уже две оси для оценки эмоции: «приятно — неприятно», «низкая
энергия — высокая энергия». Обратите внимание: первая ось фокусируется именно на
том, приятно или неприятно переживание тому, кто его оценивает, а не на том,
положительное оно или отрицательное; здесь важнее развивать доверие к своим
собственным эмоциям.
Вторая ось говорит о том, приносит ли нам энергию то или иное состояние.
Например, злость дает невероятное количество энергии телу, мы чувствуем ее в
руках, висках, в груди. Печаль, наоборот, забирает силы: плечи опускаются, в
руках нет сил и даже говорить иногда трудно.
Когда мы обращаемся к квадрату, важно определить состояние относительно этих
двух осей. Возможны разные варианты, к примеру:
- желтый сектор: высокая энергия и приятное переживание (например, радость)
- зеленый сектор: низкая энергия и приятное переживание (доверие, интерес)
- красный сектор: высокая энергия, но переживание неприятно (злость, гнев, отвращение)
- синий сектор: низкая энергия и неприятное переживание (скука, печаль)
Движение по секторам помогает очень точно определить точку, отражающую
состояние. Квадрат поможет в непростые для родителя и ребенка моменты —
например, во время выполнения домашних уроков. Что-то не получается? Обратитесь
к ребенку, чтобы он попробовал найти причину сложности с выполнением задания.
Квадрат помогает разобрать чувство на тончайшие волокна, назвать и описать его,
а это уже первый шаг к тому, чтобы при необходимости его изменить.
Повелевайте!;
Воспользуемся пирамидой «повелителя эмоций». У нее четыре грани: «Эмоции» —
«Мысли» — «Тело» — «Результат». Все эти сферы взаимосвязаны.
И это может понять уже ребенок семи-восьми лет, анализируя события своей жизни:
— Когда меня вызывают к доске, у меня потеют ладошки и становится тяжело где-то
внутри живота. Пока я иду к доске, я думаю: «У меня не получится» — и из-за
этого отвечаю хуже, чем могла бы. Мне слишком тревожно в такие минуты.
Упражнения с пирамидкой полезны как детям, так и взрослым — ведь в школе нас не
учили замечать эту связь. Потренируйтесь. Поставьте пирамидку на грань, которая
называется «Эмоции». Представим себе такую эмоцию, как интерес. Каким
содержанием наполнятся другие грани? Что происходит в теле, когда интересно?
Какие возникают мысли? Какой результат нам хочется получить?
Потренируйтесь и с другими состояниями, например с отвращением. Соотнесите его с
остальными гранями.
А можно начать с грани «Результат»: «Хочу хорошо написать тест». Что для этого
должно быть в теле? Энергия и бодрость? Значит, стоит выспаться и позавтракать.
Какие мысли помогут? «Я знаю этот параграф, ведь я все выходные готовился».
Легкая тревога мобилизует силы и поможет справиться. А может, тревога, наоборот,
помешает и более эффективным будет возбуждение?
На этом занятии мы изучили способы развития социально-эмоциональной сферы у
детей. Все эти упражнения направлены на то, чтобы атмосфера в доме в целом
становилась эмоционально-интеллектуальной.
А в следующей части мы рассмотрим активности и ресурсы, которые помогут нам
успешно справляться с этой задачей.
Узнать другие способы
социально-эмоционального развития