Проверка знаний
Пришло время проверить на практике новые знания. Познакомьтесь с семьей Егоровых: папа Рома, мама Юля и дети 5 и 8 лет – Федя и Лиза. Прочитайте о тех историях, которые происходят с семьей и найдите оптимальный вариант поведения!
Ситуация 1
Егоровы всей семьей побывали в кинотеатре. После сеанса Федя вышел в слезах, так как испытал бурю эмоций. Как поступить родителям?
Все на тренировку
Модель эмоционального интеллекта, созданная в 1990 году американскими психологами Дж. Майером, П. Саловэем и Д. Карузо построена на четырех компонентах.
Первый - выражение эмоций или же распознавание эмоций. Ребенок приходит домой и по выражению его лица, по жестам и тому, как он снимает ботинки и садится за стол, мама понимает: «Ребенок устал эмоционально, и занятия после школьных уроков его совсем не радуют. Может быть, устроить «разгрузочный день»? Пусть даже он просто поваляется на диване. Это ведь так редко случается в его жизни!»
Кстати, ученые Вашингтонского университета провели ряд экспериментов, в результате которых было выявлено, что дети, которые еще не умеют говорить, хорошо понимают, как себя вести, в зависимости от реакции взрослого. Встав перед выбором: делать, что интересно ему самому, и вызвать негодование взрослого или забыть о собственных мотивах и не злить взрослых, они выбирают второе.
1
Второй - использование эмоций для стимуляции мышления и деятельности. «Так, - думает мама, - конец четверти – наверняка в школе сплошные контрольные и зачеты. Ему сейчас тяжеловато. Не буду на него давить – пусть сам принимает решение, идти ему на кружок или нет».
Третий - понимание и анализ эмоций и их причин. Ребенок: «Я вижу, что у мамы расстроенный вид. Постараюсь держать себя в руках и не отвлекать ее по пустякам. А может быть, ей нужно чем-то помочь?»
Четвертый - сознательное управление эмоциями. Мама: «Я неделю не могу выспаться, меня сводит с ума любой шум. Но я не стану вымещать это состояние на детях. Дам им какое-нибудь творческое задание – например, украсить окна к Новому году – и сама поучаствую в нем – это отвлечет и вдохновит как меня, так и детей».
Эмоциональный интеллект, как и ментальный, требует постоянных тренировок. И здесь не получится просто решить сложный кроссворд или почитать серьезную книгу. Но заняться развитием эмоционального интеллекта – значит сделать свою жизнь более осмысленной и защищенной, такой, в которой исход событий не зависит от накрывшей нас волны чужого страха, агрессии или неприязни.
В этом курсе вы найдете немало инструментов, которые помогут вам найти инструменты для того, чтобы через условные 15 лет вы смогли увидеть своего повзрослевшего ребенка именно таким, каким вы мечтаете его увидеть сейчас.
Узнать еще
2
3
4
Как воспитать эмоциональный интеллект
А) Папа останавливает это, напомнив Феде, что мальчики не плачут.
Подобное замечание может создать у Феди впечатление, что его чувства неправильные и он чувствует что-то не то, что должен.
Б) Мама с папой переглядываются и решают подождать – так у Феди будет возможность самому справиться с эмоцией и они не помешают развивать самостоятельность.
Да, так будет признана эмоция и дана возможность ее прожить. При этом если ребенку тяжело успокоиться самому, стоит помочь ему справиться с переживанием: найти название и причину таких сильных эмоций и поговорить о ней, а после предложить способы снизить силу эмоции.
В) Мама решает, что стоит узнать, что чувствует Федя и что вызвало эту эмоцию.
Это поможет ребенку понять причину его эмоций и даже больше – еще и обогатит его эмоциональный словарь.
Ситуация 2
Когда Егоровы вернулись домой, обнаружилось, что Лиза оставила в кинотеатре совсем новый брелок – возможно, он выпал из кармана. Она плачет и злится. Раскидала все в комнате, нагрубила родителям.
Что делать?
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Вариант 1
Родителям лучше отреагировать спокойно: Ничего! Покричит и успокоится!
В принципе, дать прокричаться – тоже вариант. Но если эмоция слишком сильна, ребенку может потребоваться помощь ее пережить, осознать ее и способы, которые могут помочь выйти из этого состояния.
Вариант 2
Маме стоит поговорить с Лизой. Например, сказать так: «Не злись! Ты же добрая девочка! Добрые девочки не злятся!»
Такая реакция может убедить Лизу: то, что она сейчас испытывает – это нехорошо. Злятся все, и добрые девочки, в том числе. Злость является естественной реакцией любого человека.
Вариант 3
Роман решает убрать причину расстройства: пойти и купить Лизе новый брелок.
Покупка новой игрушки всегда подарит много радости. Но только не сейчас. Проявление таких ярких эмоций – возможность начать диалог и лучше понять ребенка, а покупка нового брелка может стать сигналом для Лизы о том, что истерикой можно добиваться желаемого.
Вариант 4
Юля предлагает Лизе поискать способы справиться с обидой и злостью. К примеру, побить диванную подушку, попить воды или подышать животом.
Это поможет Лизе в будущем в подобных ситуациях. А если вы будете рядом и будете не просто инстурктировать, но и делать то же самое, он запомнит это как способ успокоиться и выплеснуть энергию без ущерба для окружающих.
Ситуация 3
Пришло время разобраться с последствиями Лизиного эмоционального урагана и вернуть комнате прежний облик. С какой фразы начать уборку, чтобы не пойти на новый виток конфликта?
Чтобы через пять минут все было на местах!
Подобные формулировки звучат, как приказ, они могут разрушить доверие между родителем и ребенком.
Вариант 2.
Это факт – то, что видит и родитель, и ребенок – то, что может стать началом диалога. Следующим шагом может быть описание чувств, потребности и просьба.
Вариант 3.
Не комната, а свалка.
Вероятно, Лизе будет обидно услышать такое про свою комнату и вызовет неприятные эмоции. Подобные фразы ставят барьер между родителем и ребенком, а не сделает их ближе.
Вариант 4.
В таких комнатах нравится жить только неряхам.
В этой фразе Лиза узнает, что ее считают «неряхой». Это может затруднить коммуникацию в дальнейшем.
Вариант 2.
Если и заводить разговор, то лучше, если об этом скажет папа. Он объяснит, что такое общение с мамой непозволительно.
Вариант 1.
Вещи в комнате лежат на полу.
Ситуация 4
Самое неприятное для родителей во время этой ссоры заключалось в том, что Лиза в порыве чувств обозвала их. Стоит ли акцентировать на этом внимание?
Лучше не стоит, ведь она уже успокоилась и между нами все нормализовалось.
Если никак не отреагировать на оскорбление, это может стать молчаливым согласием с тем, чтобы ребенок использовал подобный способ разрядки и в следующий раз – важно проговорить эту границу.
Да, конечно, это может сказать и папа. Важно проговорить, что слышать подобное неприятно обоим родителям, а не только потому, что кто-то мужского пола, а кто-то женского.
Вариант 3.
Маме с папой нужно договориться между собой, как реагировать. И обязательно проговорить с ребенком, как разговаривают и не разговаривают в семье друг с другом.
Этим мы поставим границу и обозначим правило. Подробнее о том, как это сделать поговорим в следующих занятиях!
Вариант 4.
Стоит наказать. Но не физически, а просто помолчать пару часов или пару дней, чтобы Лиза задумалась о том, как не стоит разговаривать с родителями.
Молчание и игнорирование без объяснения причин и поводов не помогут ребенку понять, что вы испытали, услышав такое в свой адрес.
Вариант 1.
Поделиться в соц сетях
Раздел 2