Как пробудить эмоциональный интеллект
А У НАС в садике одна мама с плохо скрываемой гордостью делится с другой: «Они у меня ходят и в музыкальную школу, и на танцы, и на рисование, и на шахматы, и в бассейн…» - «Когда же они все успевают?» - «Они прибегают домой, и у них на обед – 10 минут. Они знают, что, если они поедят быстро, дальше их ждет что-то интересное…»
Будущее рядом
Скорее всего, ситуация, описанная в начале раздела, знакома очень многим. Ребенок должен быть все время занят. Ребенок не должен быть предоставлен сам себе. Все время жизни ребенка должно быть поделено на такие «развивающие отрезки», иначе время будет упущено, и к моменту поступления в вуз он не будет защищен знаниями, умениями, навыками и почетными грамотами.
Но представим себе, что этот маленький, пока еще бегущий от кружка к секции и от секции к кружку ребенок уже вырос. Свершилось. Прошло, скажем, 15-20 лет, и перед нами уже вполне сформировавшийся взрослый человек. Кто он? Каким мы хотим его видеть?
Любое качество человека вырастает из его эмоций – из того, что он пережил и перечувствовал в детстве, и который в итоге вырос в мощный ресурс. И называется этот ресурс – личностный потенциал.
Нет, это не врожденный дар. Это именно ресурс, который нужно «запустить» сначала в самом себе, а затем развивать, вовлекая в это процесс близких – и прежде всего, детей.
Каким же образом мы можем начать развитие личностного потенциала? Стартовой точкой станет эмоция – та огромная внутренняя сила, которой может научиться управлять даже дошкольник.
Начни с себя
Управляет эмоцией не ситуация, которая «складывается» или «не складывается», и не посыл окружающих, которые используют чужие эмоции для манипуляции, а свой собственный эмоциональный интеллект.
Чью эмоциональную модель копирует ребенок? Как правило, тех людей, с которыми находится в постоянном общении – родителей. Таким образом, эмоциональный интеллект ребенка начинается с эмоционального интеллекта родителя. Понимать свои эмоции, определять их значение, использовать содержащуюся в них информацию для принятия решений – важнейшие навыки, владение которыми убеждает ребенка в том, что в его собственном мире все безопасно, спокойно, надежно устроено.
Все на тренировку
Модель эмоционального интеллекта, созданная в 1990 году американскими психологами Дж. Майером, П. Саловэем и Д. Карузо построена на четырех компонентах.
Первый - выражение эмоций или же распознавание эмоций. Ребенок приходит домой и по выражению его лица, по жестам и тому, как он снимает ботинки и садится за стол, мама понимает: «Ребенок устал эмоционально, и занятия после школьных уроков его совсем не радуют. Может быть, устроить «разгрузочный день»? Пусть даже он просто поваляется на диване. Это ведь так редко случается в его жизни!»
Кстати, ученые Вашингтонского университета провели ряд экспериментов, в результате которых было выявлено, что дети, которые еще не умеют говорить, хорошо понимают, как себя вести, в зависимости от реакции взрослого. Встав перед выбором: делать, что интересно ему самому, и вызвать негодование взрослого или забыть о собственных мотивах и не злить взрослых, они выбирают второе.
1
Второй - использование эмоций для стимуляции мышления и деятельности. «Так, - думает мама, - конец четверти – наверняка в школе сплошные контрольные и зачеты. Ему сейчас тяжеловато. Не буду на него давить – пусть сам принимает решение, идти ему на кружок или нет».
Третий - понимание и анализ эмоций и их причин. Ребенок: «Я вижу, что у мамы расстроенный вид. Постараюсь держать себя в руках и не отвлекать ее по пустякам. А может быть, ей нужно чем-то помочь?»
Четвертый - сознательное управление эмоциями. Мама: «Я неделю не могу выспаться, меня сводит с ума любой шум. Но я не стану вымещать это состояние на детях. Дам им какое-нибудь творческое задание – например, украсить окна к Новому году – и сама поучаствую в нем – это отвлечет и вдохновит как меня, так и детей».
Эмоциональный интеллект, как и ментальный, требует постоянных тренировок. И здесь не получится просто решить сложный кроссворд или почитать серьезную книгу. Но заняться развитием эмоционального интеллекта – значит сделать свою жизнь более осмысленной и защищенной, такой, в которой исход событий не зависит от накрывшей нас волны чужого страха, агрессии или неприязни.
В этом курсе вы найдете немало инструментов, которые помогут вам найти инструменты для того, чтобы через условные 15 лет вы смогли увидеть своего повзрослевшего ребенка именно таким, каким вы мечтаете его увидеть сейчас.
Узнать еще
Возьмите листок бумаги и в столбик запишите качества, которые вы хотите видеть в своем повзрослевшем ребенке. Посмотрите на то, что у вас получилось. Наверняка это приятная, симпатичная во всех отношениях личность. И самостоятельная, и общительная, и воспитанная, и неконфликтная, и внимательная к родным…
А теперь ответьте себе на вопрос: что вы делаете уже сейчас для того, чтобы из вашего ребенка выросла именно такая личность? Как развиваете то или иное качество?
2
3
4
Поделиться в соц сетях
Раздел 2